Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
Социальная помощь
Общий план изучения семьи, в отношении которой проводится
соцрасследование
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Общая семейная атмосфера:
доброжелательная,
неустойчивая,
равнодушная,
гнетущая, недоброжелательная.
5. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
6. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый
план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).
7. Что является предметом основной заботы родителей:
здоровье детей;
развитие умственных способностей;
художественных способностей;
нравственных качеств.
8. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
сверхопекающее;
ровное, заботливое;
равнодушное;
подавляющее.
9. Система воспитательных воздействий:
согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
10. Организация совместных форм деятельности в семье:
вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
11. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
12. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
систематическое;
нерегулярное;
полное отсутствие контроля.
13. Отношение к детскому саду:
положительное;
равнодушное;
негативное.
14. Взаимодействие семьи с детским садом:
систематическое;
эпизодическое;
отсутствие взаимодействия.
Главные задачи социального педагога
Направления работы
-
Реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;
Использование Восстановительной Технологии в примирительных программах;
Пропаганда бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы;
Волонтерская деятельность;
...
Социальный педагог
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Направления коррекционно-развивающая работы с СОП
На основании диагностической работы выделяют ключевые проблемы детей и
подростков СОП для дальнейшей коррекционно - развивающей работы с ними.
Основная форма коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП - групповое
взаимодействие.
В среде сверстников развиваются коммуникативные и социальные навыки,
происходит сплочение детского коллектива, повышается социальный статус
ребенка СОП, но также с некоторыми ребятами проводятся и индивидуальные
коррекционные занятия.
Для формирования навыков и умений конструктивного общения
проводятся:
- тренинг общения для подростков «Барьеры непонимания»,
- практикум «Конфликты и способы их преодоления».
Тренинги социальных навыков:
- цикл групповых развивающих занятий «Моя любимая вредная привычка»,
- тренинг личностного роста «Познай себя»,
-практикум «Найди необычное в обычном» для развития творческих способностей
и творческого мышление детей.
С большим интересом ребята младшего и среднего возраста участвуют в
развивающих занятиях с элементами арт-терапии «Деревья-характеры», «Танец
масок», «Создание мира», «Автопортрет».
Для снятия агрессии и тревожности проводится:
- цикл тренинговых занятий «Победи свой гнев»,
- психологическая игра «Продаю страхи» и др.
Для обучения конструктивным поведенческим реакциям, снятия
деструктивных элементов в поведении
- практикум «Самостоятельность и ответственность – шаг во взрослый мир», -
«Жизнь на перепутье».
Также рекомендуем использовать:
- Цикл развивающих занятий «Психологическая азбука», в ходе которых учащиеся
осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;
- Тренинги самопознания, уверенности в себе, где учащиеся отрабатывают навыки
самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении,
учебе и в других видах деятельности;
- Круглый стол «В поисках призвания» для учащихся старшего возраста, на
котором они осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных
устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя
ответственность за свое будущее.
Основные направления работы
Понятие трудной жизненной ситуации
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Также ТЖС можно определить как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность. Преодоление ТЖС требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения.
Следовательно, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, – это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов ее семьи, превышающую ее обычный адаптивный потенциал и требующую для ее преодоления значительных психологических и материальных ресурсов.
Организация сопровождения семей, находящихся в ТЖС
Комплексная диагностика детско-родительских отношений, проведенная в рамках проекта «Повышение социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» и направленная на исследование межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» (с учетом таких особенностей семейного воспитания, как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности), выявила проблемы в следующих сферах: коммуникативной, поведенческой и эмоциональной. Дети в таких семьях тревожны и испытывают различные страхи, для них характерны низкая самооценка, повышенное чувство вины, стыда, агрессивность, конфликтность, упрямство, плаксивость, замкнутость, робость, они не умеют общаться.
Полученные результаты послужили основанием для разработки серии тренинговых занятий. Общая цель занятий – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Освоение родителями навыков позитивного взаимодействия с ребенком.
2. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания.
3. Развитие у родителей навыков саморефлексии и рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
4. Совместный поиск способов решения конфликтных ситуаций внутри семьи.
Серия тренинговых занятий состоит из трех блоков, содержание каждого из которых направлено на решение проблем в эмоционально-волевой, поведенческой или коммуникативной сфере, а также на формирование определенных родительских компетенций (таблица).
Блок |
Цель |
Ключевые компетенции |
Эмоционально- волевой |
Формирование способности безусловного принятия своего ребенка |
Гармонизация эмоциональных связей в семье, безоценочное отношение к ребенку; анализ родителями стиля своего взаимодействия с ребенком; безусловное принятие детей родителями, стили воспитания, рефлексия взаимоотношений с ребенком, регуляция своего эмоционального состояния |
Поведенческий |
Обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка |
Навыки саморегуляции поведения и самоконтроля, необходимые для успешной совместной деятельности родителей и детей; навыки сотрудничества, недирективных взаимоотношений с ребенком; анализ конфликтных ситуаций; агрессивный, гиперактивный или замкнутый ребенок, методы поощрения и наказания |
Коммуникативный |
Содействие пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания |
Доверительные отношения у родителей друг к другу; анализ знаний родителей о типах воспитания и их последствиях; развитие навыков эффективного общения |
Ожидаемые результаты:
- сформированность позиции безусловного принятия ребенка родителем (умение определять у себя проявления негативного, деструктивного стиля взаимодействия с ребенком; давать знаки безусловного принятия, родительской любви к ребенку);
- повышение педагогической компетентности родителей (умение определять зоны ближайшего развития, степень самостоятельности ребенка и проч.);
- овладение техниками активного слушания;
- сформированность навыков аутотренинга, релаксации для работы со своими негативными эмоциями и эмоциями ребенка;
- овладение стилем конструктивного взаимодействия в семейном конфликте.
-
В качестве примера приведем конспект тренингового занятия эмоционально-волевого блока «Безусловная любовь: познание и принятие ребенка» (приложение).
...
Кому оказывается психологическая помощь?
-
Методические рекомендации для родителей по профилактике конфликта: принципы взаимодействия
- Помните, что конфликты в школе случаются. И относится к ним необходимо разумно и рассудительно.
- Профилактика конфликта – это незаменимая стратегия во взаимодействии родителя со всеми участниками образовательного процесса. Система переговоров, осуществление уступок и принятие компромиссных решений, искусство ведения переговоров – ваши союзники.
- Оценивайте ситуацию и учитесь различать разновидность и степень конфликта: в каком случае следует предоставить ребенку самостоятельно разрешить сложившуюся ситуацию, а в каких требуется ваше безотлагательное вмешательство или реагирование.
- Не используйте сами и не позволяйте использовать другим детей в качестве средства борьбы интересов конфликтующих сторон.
- Не выясняйте отношения с любым из участников образовательного процесса в присутствии детей. Делая ребенка свидетелем ситуации в выяснении отношений конфликтующих сторон, вы подвергаете риску не только свой родительский авторитет, но и авторитет ребенка в образовательном учреждении.
- Осваивайте и тренируйте навык владения собой. Учитесь работать с осознанием, принятием и управлением своими эмоциями. Уважайте собеседника, невзирая на то, что он представитель конфликтующей стороны.
- Если ситуация затруднительна, конфликт усугубляется и существуют тенденции его перехода на личностный уровень – создайте рабочую группу по разрешению сложившегося конфликта (родители, учителя, администрация), в которую следует включить незадействованные в конфликте лица. Это обстоятельство будет способствовать ослаблению конфликта с перспективами его дальнейшего полного разрешения.
- Помните, что самой эффективной является дипломатическая позиция, направленная на корректное обсуждение проблем и достижение взаимовыгодных результатов. Конструктивный диалог послужит не только созданию благоприятной среды, но и станет примером для детей как способ выхода из затруднительных ситуаций.
...
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Предотвращение проявлений агрессии и
конфликтных ситуаций при помощи упражнений
1. «Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку.
2. «Тетрадь достижений». Цель — фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.
3. «Волшебная подушка». Цель — развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик сам по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнить учитель или одноклассники?
4. «Проигрывание ситуаций». Цель — развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
5. «Сказка по кругу». Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.
Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школьном коллективе.
Способы разрешения конфликта или стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных стратегий (К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Соперничество (конкуренция). Стиль соперничества: если человек идет своим путем в разрешении конфликта, способен на волевые решения и не склонен к сотрудничеству, удовлетворяет свои интересы в ущерб интересам других, вынуждает других принимать свое решение проблемы, то он выбирает этот стиль. Этот стиль эффективен, если лицо обладает определенной властью, уверен в правильности решения проблемы. Он настаивает на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения принуждения и других средств давления на оппонентов.
Слабые стороны применения стиля: вызывает отчуждение других, не годится в подчиненном положении.
Типичные ситуации применения:
- исход важен для человека,
- у него есть авторитет и уверенность, что его решение наилучшее,
- решение нужно принять быстро и у него есть власть для этого,
- у него нет другого выбора и ему нечего терять,
- он не может дать понять группе людей, что они находятся в тупике и кто-то должен вести их за собой,
- он должен принять непопулярное решение и ему необходимо действовать немедленно.
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Компромисс. Стиль компромисса: взаимные уступки двух сторон, торг и выработка компромиссного решения. Компромисс- это соглашение на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Компромисс основывается на незначительных взаимных уступках. При выработке решений никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
Типичные ситуации применения:
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы,
- противник хочет получить решение быстро, потому что у него нет времени,
- противник может устроить временное решение,
- оппонент может пользоваться кратковременной выгодой,
- другие подходы к решению проблемы не эффективны,
- удовлетворение желания противника имеет для него не слишком большое значение, и он может изменить поставленную в начале цель,
- компромисс позволит сторонам сохранить взаимоотношения.
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Сотрудничество. Стиль сотрудничества: сторона разрешает конфликт и отстаивает свои интересы, но старается сотрудничать с другим человеком. Сначала определяются нужды и интересы другой стороны, а потом обсуждаются. Стиль эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды. Определение источника неудовлетворенности в этом случае затруднено, существует различие между внешними декларациями и подспудными интересами и нуждами. Необходимо время на поиск скрытых интересов и нужд.
Типичные ситуации применения:
- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от нее,
- у лица тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной,
- у лица есть время поработать с другой стороной,
- оппонент и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны,
- лицо и его оппонент хочет поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над их решением,
- обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга,
- обе стороны, вовлеченные в конфликт, обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
- обе стороны должны выделить время на решение проблемы, объяснить свои желания.
Он предполагает использование метода: «Принципиальных переговоров». Он сводится к следующему:
• необходимо отделение людей от проблемы:
- разделите оппонента и проблему;
- поставьте себя на место другой стороны;
- не идите на поводу своих эмоций и опасений;
- показывайте готовность разобраться с проблемой;
- будьте твердым по отношению к проблеме, но мягким к людям;
• важно внимание интересам, а не позициям:
- ищите общие интересы;
спрашивайте «почему?» и «почему нет?»;
- фиксируйте общие интересы;
- объясняйте жизненность и важность ваших интересов;
- признавайте жизненность и важность интересов оппонента.
• предлагайте взаимовыгодные варианты:
- не ищите единственный ответ на проблему;
- не оценивайте найденные варианты ответов;
- расширяйте круг вариантов решения проблемы;
- ищите взаимную выгоду;
- выясняйте, что предпочитает другая сторона.
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Уход (избегание). Стиль уклонения: лицо не отстаивает свои права, уклоняется от разрешения конфликта. Это бывает тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него, он не хочет тратить силы на ее решение или находится в безнадежном положении. Он чувствует свою неправоту или правоту другого человека, или другой человек обладает большой властью. В этом случае можно попытаться изменить тему разговора, выйти из помещения, уйти от проблемы, игнорируя ее.
Стиль эффективен, если лицо вынуждено общаться со сложным человеком, если нет оснований продолжать с ним контакты, если нет большой необходимости принимать решение, если сотрудник хочет уйти от ответственности, если у него нет необходимой информации для решения проблемы.
Типичные ситуации применения:
- напряженность слишком велика и нужно освободить накал, - исход очень важен для стороны,
- решение проблемы может привести к неприятностям,
- сторона не может решить конфликт в свою пользу,
- сторона хочет выиграть время для получения дополнительной информации,
- ситуация слишком важна для него,
- у него слишком мало власти для решения проблемы желательным для него способом,
- немедленное решение проблемы опасно и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»
Приспособление. Стиль приспособления: лицо действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для соперника. Сторона не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Он жертвует своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Если сотрудник чувствует, что уступает в чем-то важном для него и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Если другой не хочет ничем поступиться или не оценит сделанного соперником - стиль тоже неприемлем.
Стиль эффективен, если уступая, сотрудник может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Он не уклоняется от решения проблемы, участвует в ситуации, соглашается сделать то, чего хочет другой.
Типичные ситуации применения:
- сторону не особенно волнует случившееся,
- сторона хочет сохранить мир и добрые отношения с другими, - лицу важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы,
- итог важнее для другого, чем для противника,
- правда не на стороне противника,
- у противника мало власти и шансов победить.
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Какая из стратегий поведения самая правильная? Ответ: все. Все стратегии поведения хороши, но каждая для своей ситуации. Люди, к сожалению, склонны пользоваться одной стратегией во всех случаях жизни. Это неправильно. В таком случае сотрудник, предпочитающий всему на свете противоборство, бросается в бой там, где это вовсе не требуется, и получается «буря в стакане воды». Тот же, кто все время уступает, может жестоко поплатиться за такую позицию.
олнительный текст про психологическую помощь.Методическая помощь педагогам
Методические рекомендации для педагогов « Работа с детьми, находящимися в СОП ».
РАБОТА ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИ
Работа в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Ф.З. « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс;
- Гражданский кодекс;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Приказ КО от 22.03.02. № 262 «О мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности».
В целях создания своевременной и действенной помощи детям, попавшим в проблемную жизненную ситуацию, директором школы издается приказ «О назначении общественным инспектором по охране детства социального педагога».
Основной целью профилактической работы, проводимой в школе, является создание, с одной стороны, социальных условий для становления личности ребенка, находящегося в проблемной жизненной ситуации, с другой - создание условий для оздоровления педагогической целесообразной среды, в которой живет и развивается этот ребенок.
Для достижения этой цели предусмотрены следующие задачи:
- защита прав и интересов ребенка на полноценное развитие и образование;
- оказание помощи ребенку в его личностном росте;
- оказание помощи педагогам и родителям в создании благоприятных условий для воспитания и обучения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Для решения этих задач в школе определена четкая последовательность направлений в работе с детьми девиантного поведения:
- работа по составлению социального портрета школы;
- работа с детьми, состоящими на учете в ОДН;
- работа с семьями, состоящими на учете в ОДН;
- работа с уклоняющимися от обучения;
- работа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле;
- профилактическая работа школы по предупреждению правонарушений обучающихся;
- взаимодействие школы со службами индивидуального сопровождения ребенка (ППМС Центры);
- координационная работа с районными и городскими структурами, осуществляющими поддержку и помощь детям и подросткам, находящимся в проблемной жизненной ситуации;
- работа с родителями.
Мы коснемся только некоторых из них.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая работа в школе каждый год начинается с создания социального портрета школы, который включает следующие разделы:
-Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле;
-Учащиеся, уклоняющиеся от обучения;
-Опекаемые дети;
-Дети-инвалиды;
-Учащиеся, состоящие на учете в ОДН;
-Семьи, состоящие на учете в ОДН;
Формы помощи:
· Устроены в ВСШО.
· Устроены в ООО «Новое поколение» с ВСОШ
· ПТУ с продолжением образования
· Возвращен в школу
· Направлены на РПМПК.
· Перевод в другой класс
· Надомное обучение
· Перевод в другую школу
· Обращение в ПНД
· Обращение в опеку
· Направление к психологу
· Направление к логопеду
· Представление на КДН и ЗП
· Обращение в комплексный центр
· Связь с приютами
· Посещение семей
· Направления в Городскую Кризисную службу
· Направлены в санаторий
Основным контингентом ребят, с которыми работает система профилактики это:
- дети, состоящие на учете в ОДН,
- дети, поставленные на внутришкольный контроль,
- дети, уклоняющиеся от обучения.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социально-педагогическая деятельность с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле, ведется в соответствии с «Типовым положением о правилах постановки учащихся на внутришкольный контроль». Срок постановки – один год.
В соответствии с положением состав принятых мер зависит от категории учащихся, к которым они были отнесены:
- учащиеся, проявившие себя с отрицательной стороны в конфликтных ситуациях, замеченные в асоциальных поступках, незнакомые с нормами этического поведения в семье и школе;
- учащиеся, не посещающие или систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины;
- учащиеся, нарушающие внутренний распорядок и Устав школы;
- учащиеся, употребляющие психоактивные вещества, спиртные напитки и т.д.
РАБОТА С УКЛОНЯЮЩИМИСЯ ОТ ОБУЧЕНИЯ
Самым трудным в воспитательном отношении является контингент детей, уклоняющихся от обучения, т.к. любое педагогическое воздействие со стороны школы и семьи вызывает сопротивление ребенка, часто связанное с агрессией, нежеланием продолжать обучение в школе и, вообще, понять свою проблему.
Классные руководители тесно сотрудничают с социальным педагогом школы по вопросам:
- еженедельного контроля за посещаемостью учащихся;
- выявления причин пропуска занятий учащимися (уважительные, неуважительные);
- отсутствие контроля со стороны родителей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ СО СЛУЖБАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Чтобы оказывать своевременную и эффективную комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, испытывающим как трудности в обучении, так и находящимся в проблемной жизненной ситуации, в нашей школе ведется психолого - медико - социальное сопровождение по двум уровням:
- внутришкольное сопровождение;
- районное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение.
В школе с детьми, их родителями, педагогами работают школьный психолог, учитель- логопед, социальный педегог и т.д.
Районное психолого-медико-социальное сопровождение осуществляется на основе договора, который заключается с ЦПМСС. Эта работа направлена на повышение личностного роста детей и подростков, на развитие познавательной сферы детей, на профилактику аддиктивного поведения детей и подростков, на выбор образовательного маршрута.
Психологи центра проводят обследование по выявления уровня адаптации детей 1-х и 5-хклассов в новых условиях. С результатами обследования знакомят родителей и учителей.
Одним из направлений является консультирование родителей, учащихся, учителей, психолого-социальных консилиумы, в которых принимают участие администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники. В результате этой работы даются различного вида рекомендации, строится дальнейшая работа.
В течении учебного года специалисты ЦПМСС в рамках договора проводят занятия с учащимися разных параллелей по различным программам на базе школы.
Целью всех проводимых занятий является формирование мотивации на обучение, ведение здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.
РАБОТА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
На основании Положения о Совете профилактики, утвержденного директором, был создан Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также был утвержден списочный состав Совета, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, председатель МО классных руководителей, учителя-предметники.
Совет профилактики – это коллегиальный орган, целью которого является организация, планирование и осуществление контроля за проведением профилактики среди учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Контингент детей и подростков, с которыми работает Совет:
- дети, уклоняющиеся от обучения;
- дети, состоящие на учете в ПДН;
- дети, состоящие на внутришкольном контроле;
- дети, которые нарушают Устав школы и правила внутреннего распорядка;
Также СП проводит профилактическую работу с родителями, дети которых находятся в проблемной жизненной ситуации.
На его заседания, которые проходят один раз в месяц, могут приглашаться классные руководители, родители, учащиеся, специалисты других учреждений и ведомств.
Перед каждым заседанием СП проводятся социально-психологические консилиумы, где рассматривается заявленная проблема, находятся пути разрешения этой проблемы, даются рекомендации.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями является центральным звеном в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Обращений родителей по поводу различных проблем отклонений в поведении и успеваемости детей достаточно много.
Эти проблемы рассматриваются на индивидуальных консультациях, малых педсоветах, психолого-социально-педагогических консилиумах с участием родителей и т.д.
Кроме родительских собраний, традиционными стали «Дни открытых дверей» для родителей. В эти дни родители могут посетить уроки, встретиться с администрацией школы, медицинскими специалистами, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом школы и т.д.. Родители активно вовлекаются в проведение классных и школьных мероприятий.
.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
- Программа рассчитана на классных руководителей, учителей предметников.
- Программа направлена на подготовку и осуществление помощи конфликтующим педагогам с помощью посредников из числа развития психологической компетенции педагогов, развитие регулятивных, коммуникативных и личностных компетенций, что отвечает задачам новых государственных стандартов.
-
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе всех общеобразовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) обучающиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и обучающимся. Куратором службы примирения может быть взрослый: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и пр., прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Участниками программ примирения могут быть обучающиеся, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве сведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
-
Особенности работы педагога-психолога с родителями
На современном этапе развития общества существует явный дефицит психологических знаний, недостаточно развита психологическая культура населения, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, особенно это проявляется в условиях многоканальной социализации личности ребенка.
Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому только при наличии единого стиля требований семьи и школы можно рассчитывать на успех.
Каким вырастет ребенок - во многом зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития.Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, владеть технологиями взаимодействия с ребенком. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.
Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача - повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
С целью повышения психолого – педагогической грамотности родителей перед педагогом-психологом стоит проблема организация системной работы с родителями.
Для организации работы с родителями, необходимо учитывать функции взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
1. Информационная.2. Воспитательно – развивающая.
3. Формирующая.
4. Охранно – оздоровительная.
5. Контролирующая.
6. Бытовая.
Практическая работа педагогов-психологов с родителями детей в образовательном учреждении может реализоваться через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
- психолого-педагогическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- психолого-педагогический анализ семьи (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);
- формирование активной педагогической позиции родителей, через совместные действия;
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Условия оптимального сотрудничества семьи и образовательного учреждения
1. Единство требований к учащимся.
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.7. Различные формы сотрудничества с родителями.
Дифференцированный подход в работе с родителями
Дифференцированный подход является одним из методов индивидуализации работы с родителями. Можно предложить один из вариантов дифференцированного подхода, основанного на типологии семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.Выделяют следующие типы семей:
1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Свою работу с родителями психологи и педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия.
Методика контактного взаимодействия психолога и педагога с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения).2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка).6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Методы изучения семей
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.)
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
На основании полученных данных можно заполнить социальный паспорт семьи.Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы. Важным условием является инициирование активности родителей и возможность ими самостоятельного выбора формы совместной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4. Встречи с администрацией
5. День открытых дверей.
6. Класс-концерты
7. Письменный телефон доверия.
8. Совместные праздники.
9. Семейные конкурсы.
При работе с родителями важно использовать дифференцированный подход и запрос родителей на помощь и форму взаимодействия. Это позволит психологу оказать адресную помощь родителям, а педагогу составить конкретный план работы с семьей.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Комплект методик для психологической диагностики семей,
находящихся в социально опасном положении
Методика Цель Изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы
1
Семейная социограмма Методика позволяет оценить: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный; возникновения причин неблагополучия; динамику семейных взаимоотношений.
2 Семейная генограмма Диагностирует коммуникации в семье , взаимоотношения между ее членами и выявляет причины возникновения сложной жизненной ситуации в семье.
3 ШСО Предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.
4 Шкала семейной адаптации и сплоченности Позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства.
5 Рисунок семьи Предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.
6 Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных
ситуациях» Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
Изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми
1 АСВ Методика позволяет изучить:нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания; установить причины нарушений в семейной системе.
2 PARI Предназначена для изучения отношения родителей к разным
сторонам семейной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских отношений.
3 Тест –опросник родительских отношений
(А.Л.Варга, В.В.Столин) Психодиагностическая методика, ориентированная на выявление родительского отношения в семье.
4 Диагностика семейных взаимоотношений (автор Марковская И.М.)
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
5 Опросник ПОР - Подростки о родителях. Автор Е. Шафер
Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
«Профилактика конфликтов в школьной среде. Поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций»
Методические рекомендации.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека
Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре.
Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт. Какие ассоциации вызывает слово
«конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний
конфликт) и предмет спора. (Ситуации: дежурство; перетягивание каната между командами девочек и мальчиков).
Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.
По мнению ряда исследователей, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками. Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент.
Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.
Совсем избежать конфликтов невозможно. Но научиться конструктивно разрешать – целая наука, и этому надо учиться. Необходимо понимать причину появления разногласий и не бояться открыто обсуждать их. Нужно
научиться осознавать масштабы и детали разногласий.
«Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического план (уход в себя, в сою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта:
несогласие → недовольство → противодействие → унижение → агрессия
→ разрыв
Если конфликт все-таки назревает, то надо дать выход своим чувствам. Сказать человеку, с которым конфликтуешь, то, что ты чувствуешь, например: я злюсь, грущу, мне одиноко. Ведь он может и не знать, какая буря эмоций кипит внутри вас. Попробуйте встать на позицию вашего недруга. Избегайте взаимных оскорблений. Учитесь принимать и уважать чужую точку зрения. Найдите авторитетного третьего товарища, кто мог бы разобраться в конфликте.
Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.
Но ведь конфликты могут возникать не только между ровесниками. В школе, к сожалению, часто возникают споры между учеником и учителем, а дома – между родителями и детьми, между членами семьи.
Если конфликт возникает со стороны учителя, то чаще всего это происходит из-за:
- Нехватки квалификации у учителя. Порой молодые учителя не всегда могут найти общий язык с классом.
- Нехватки времени на уроках. За 40 минут не всегда удается уделить внимание каждому ученику.
- Иногда может быть личная неприязнь учителя к ученику.
Если конфликт возникает со стороны ученика, то это происходит в случае:
- Игнорирования предмета учеником.
- Отсутствия усидчивости.
- Когда ученик не ждет ничего нового и интересного от данного предмета, считает, что этот предмет ему не нужен.
Почему происходят конфликты?
(Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы)
Профилактика конфликтов в системе:
«Ученик-ученик», «учитель – родитель - ученик», «учитель – ученик»
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно
столько, сколько и человек, т.к. возникают в процессе общения людей. Конфликты бывают:
- внутри группы (учеников, учителей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и т.д.).
Конфликты в системе «ученик - ученик», наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так,
обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое
насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально- этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками. На почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик - ученик».
Как предотвратить конфликт:
- Необходимо прививать ребенку нравственные ценности: духовность во многом определяет деятельность и поведение людей;
- Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
- Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя - ее воздействие может проявляться в различных аспектах;
- Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками;
- Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их
- положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Правила грамотного преодоления конфликта:
- Поставьте себя на место конфликтующей стороны;
- Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию;
- Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;
- Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
«Профилактика конфликта в системе
«учитель – родитель - ученик»
Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не могут поладить друг с другом. А в результате такого
личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет. В отдельных случаях, такой конфликт может перерасти в нечто большее. Скажем, помимо учителя и ученика в него могут быть вовлечены и родители, что, несомненно, в свою очередь отразится на ребенке. К счастью, в большинстве подобных ситуаций можно легко разобраться. Но не стоит при этом пренебрегать интересами детей. Их вы должны учитывать в первую очередь!
Как и в любой конфликтной ситуации, путь к решению проблемы пролегает через переговоры. Попробуйте понять, в чем заключается истинная суть проблемы. Возможно, у ребенка возникли сложности в отношениях с
одноклассниками, или появились банальные трудности в учебе, и он переносит эти негативные переживания на учителя. А может быть, он попал в дурную компанию, и регулярно прогуливая школу, «функционирует» целый день у игровых автоматов? Все эти вопросы вы можете обговорить с родителями и выяснить, что происходит с ребенком.
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями
- Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.
- Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.
- Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.
- Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).
- В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением службы примирения.
«Конфликт между учителем и учащимся: формула решения»
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя». В.А.Сухомлинский.
Сегодня главное внимание мы уделим конфликтам между учителем и учеником, поговорим о причинах конфликтных ситуаций и достойном их разрешении.
В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.
Основные причины конфликтов между учителем и учащимся:
-
- Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка;
- Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей;
- Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке;
- Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);
- Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребёнок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допустить, чтобы конфликт зашёл далеко.
Также нужно помнить, что любая ошибка учителя при разрешении конфликтных ситуаций тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
При возникновении конфликта учителю стоит выяснить, простой ли это спор, недоразумение либо конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости. После определения причин его возникновения учитель должен минимизировать количество его участников. Установлено, что, чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения. Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит
понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершен- ствование процесса образования и воспитания школьников.
В целях совершенствования своей педагогической деятельности учителю полезно периодически осмысливать следующие вопросы:
-
-
- Каковы отношения учителя с классом: теплые, есть взаимопонимание, прохладные, враждебные.
-
-
-
- Дистанция с учащимися: близкая, средняя. Большая.
- Как учитель находит общий язык с учащимися: легко, после размышлений, трудно?
- Какие конфликты чаще всего возникают между учителем и отдельными учащимися?
- Кто чаще становится причиной конфликта (учитель, ученик)?
- С кем учитель чаще вступает в конфликты, с мальчиками или девочками?
- Из-за чего учитель ссорится с мальчиками? Как выглядят эти ссоры? Как влияют они на учебный процесс и общую атмосферу в классе?
- Из-за чего учитель ссорится с девочками? Как выглядят эти ссоры? Как влияют на учебный процесс и общую атмосферу в классе?
- Какие принципиальные разногласия между учителем и классом, учителем и отдельными учащимися?
- На какие ситуации учитель реагирует агрессивно?
- На какие ситуации, действия учитель реагирует выжидательно, нейтрально?
- Как учитель разрешает конфликты с учащимися?
- Какие чувства испытывает учитель при разрешении конфликта?
- Что в поведении учителя желательно изменить?
-
Учителю важно осмыслить и положение в классном коллективе, ориентируясь на следующие вопросы:
- Общая атмосфера в классе: добродушная, равнодушная, агрессивная.
- Характерные конфликты: на уроке, на перемене.
- Ученики, частые участники конфликтов: зачинщики, жертвы.
- Ученики, мешающие товарищам учиться.
- Ученики, не способные постоять за себя, требующие поддержки учителя.
- Ученики, не поддающиеся на провокации. Из-за чего ссорятся мальчики? Как они разрешают свои конфликты?
- Из-за чего ссорятся девочки? Как они разрешают свои конфликты?
- Как ссоры влияют на учебный процесс и атмосферу в классе?
Предпосылки для конструктивного разрешения конфликтов.
- Необходимо развить такие качества личности учащихся, которые явились бы основой для конструктивного разрешения конфликтов. Кроме того, необходимы и навыки, умения осуществления соответствующих желаний, установок.
- Повысить уровень самооценки ученика, в этом случае ему легче концентрировать свое внимание на учебе и успехе на уроках. В этом случае успешнее устанавливается взаимопонимание друг с другом. А ученики с низкой самооценкой обычно ведут себя вызывающе, хуже контактируют и учатся.
- Способность и готовность выражать собственное мнение и чувства, а также слушать и понимать других. Необходимы упражнения на взаимопони- мание.
- Выполнение ролевых функций успешного ученика упражнением на развитие навыков:
- как меня воспринимают другие в этих ролях?
- какие качества и способности ценят ученики у родителей, учителей, товарищей?
- что значит дружба и как учащиеся могут считаться с интересами других людей?
- Способность к самоутверждению. Развитие способности удовлетворения своих желаний, потребностей, не причиняя вреда другим:
- научиться отстаивать свои права без агрессии, адекватно выражая свои желания;
- соотносить свои и чужие желания и потребности.
- Приобрести навыки совместной работы в группе по разрешению конфлитов. Способность к открытости и критическому мышлению во время конфликта и способность изменить свое мнение сообразно новой информации. Даже взрослые вступают в конфликт со своей точкой зрения и очень неохотно отказываются от нее.
Важно научиться слушать оппонента и осуществлять самокритику, быть готовым сомневаться и ошибаться.
- Способность к творческому решению конфликта. Обсуждение необычных, даже нереальных предложений может привести к разрядке напряженности и нахождению приемлемого решения. Важно, что ученики сами находят решение, а его им не навязывают извне.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло?
Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное
слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание - начало согласия».
В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя.
Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
На встрече выполняются следующие правила
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Социальный педагог
Уполномоченный по правам ребёнка
Уполномоченный по правам ребёнка в МОУ СОШ №2 ст. Григорополисской Новоалександровского муниципального округа Исмаилова Роза Павловна
Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения
-
Целью школьной службы медиации является:
-формирование благополучного, гуманного и безопасного
пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и
подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций,
включа вступление их в конфликт с законом.
2.2.Задачами школьной службы медиации являются:
- проведение программ восстановительного подхода в разрешении
конфликтов для участников споров и противоправных ситуаций;
-обучение обучающихся и других участников образовательных
отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и
осознания ответственности;
-организация просветительных мероприятий и информирование
участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии
восстановительной медиации.